Принято на заседании
педагогического совета МБДОУ №4
протокол № 1 от «26» августа 2025 г.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №4
_______ С.С.Кульба
приказ № 127 от «26» августа 2025г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о календарно-тематическом планировании
МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о календарно-тематическом планировании в МБДОУ «Детский сад № 4
«Светлячок» г.Сальска (далее - Положение) устанавливает единые требования к форме и содержанию
календарно-тематического плана образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 4
«Светлячок» г.Сальска (далее - ДОУ).
Настоящее положение разработано в соответствии с:
✓ действующим Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» в редакции приказа Минпрсвещения России от 08 ноября 2022 г. № 955 (далее ФГОС ДО);
✓ Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028) (далее - ФОП ДО).
✓ Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
(в соотв. с действующими изменениями);
✓ действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
✓ Уставом ДОУ;
✓ Образовательной программой ДОУ (далее - ОП ДО);
✓ Адаптированной образовательной программой дошкольного образования детей 5-7 лет с
тяжѐлыми нарушениями речи (АООП ДО с ТНР);
1.2. Данное Положение устанавливает систему календарно-тематического планирования
образовательной деятельности в ДОУ, единые требования к форме и содержанию планирования
образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС
ДО, с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой Образовательной программы ДОУ.
1.3. Основа планирования образовательной деятельности - ФОП ДО, Образовательная программа
дошкольного образования.
1.4. Планы образовательной деятельности с детьми являются обязательными документами,
разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ.
1.5. Планирование строится на основе комплексно-тематического подхода.
1.6. Комплексно - тематический план образовательной деятельности в ДОУ - это заблаговременное
определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы. Календарный
план - порядок последовательности осуществления образовательной работы с указанием необходимых
условий, используемых форм, средств, методов.
1.7. Структура планирования принимается на установочном Педагогическом совете на каждый
учебный год.
1.8. Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым Положением. Изменения,
дополнения принимаются решением на Педагогическом совете Учреждения и оформляются в форме
дополнения к настоящему Положению, утверждаются заведующим.
2. Цели и задачи
2.1. Цель календарно-тематического планирования - обеспечение выполнения Образовательной
программы
ДО для каждой возрастной группы, а также регулярная и систематическая
воспитательно-образовательная деятельность, достижение положительных результатов в
образовательном процессе.
2.2. Задачи: осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и
последовательно, достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии
детей.
3.
Принципы календарно-тематического планирования
3.1. Календарно-тематическое планирование строится на следующих принципах:
✓ принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.
✓ принцип полноты и достаточности.
✓ принцип научной обоснованности и практической применяемости;
✓ принцип единства обучающих, развивающих и воспитательных задач;
✓ принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
✓ комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;
✓ учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей с ОВЗ;
✓ регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
4.Организация календарно-тематического планирования
4.1.Основа планирования педагогического процесса - Основная образовательная программа ДОО
(далее - ОП ДО) и адаптированная программа ДОО (далее АОП ДО для детей с ТНР). Система
планирования образовательной деятельности в ДОУ включает в себя:
✓ Перспективное планирование образовательной деятельности ;
✓ Расписание ОД;
✓ Календарное планирование у воспитателей;
✓ Годовой план у специалистов;
✓ Перспективное планирование специалистов;
✓ Перспективно-календарное планирование у специалистов
4.1.1. Календарное планирование отражает:
- образовательную деятельность в процессе организации различных видов деятельности;
- образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ОП ДО и АОП ДО.
4.1.2. В календарном плане образовательной деятельности должно прослеживаться единство цели,
содержания, методов, организационных форм воспитательно-образовательной деятельности,
соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей.
4.1.3. Календарный план образовательной деятельности предусматривает планирование всех видов
деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день в соответствии с
комплексно-тематическим планированием согласно ОП ДО, режимом дня группы.
4.1.4. Для полного раскрытия каждой темы недели комплексно- тематического планирования,
согласно ОП ДО, педагог должен планировать работу над темой, учитывая рассмотрение еѐ через все
образовательные области:
✓ занятия организованной образовательной деятельностью;
✓ подгрупповая деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности в 1 и 2 половину дня;
✓ организация развивающей предметно-пространственной среды;
✓ взаимодействие с родителями/социальными партнерами.
4.1.5. Планирование образовательного процесса должно строго соответствовать календарнотематическому планированию по ОП ДО. В конце работы по каждой теме необходимо планировать
итоговое мероприятие для осуществления контроля за степенью усвоения материала дошкольниками.
4.1.6. Планирование осуществляют педагоги (воспитатели) группы. Календарное планирование
должно составляться на 1 неделю вперед.
4.1.7. Календарное планирование должно учитывать требования к максимальной нагрузке детей в
организационных формах работы в соответствии с СанПиН.
4.2. Перспективное планирование образовательной деятельности:
4.2.1. Перспективное планирование разрабатывается на учебный год (с 01 сентября по 31 мая) в
соответствии календарно-тематическим планом.
Документация по планированию образовательной деятельности специалистов ДОУ
включает:
Педагог-психолог.
- План работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов,
родителей на учебный год.
- Журнал учета видов деятельности педагога-психолога: диагностика, развивающая и коррекционная
работа, консультационная и просветительская работа.
.
Учитель-логопед.
- Перспективный план работы
- Календарный план работы
- Речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты.
- Индивидуальные тетради воспитанников.
4.3.
Инструктор по физической культуре.
- Календарное планирование по физической культуре по всем возрастным категориям воспитанников.
- Перспективный план физкультурных досугов
Музыкальный , руководитель.
- Календарное планирование по музыкальному воспитанию по всем возрастным категориям
воспитанников.
- Перспективный план праздников и развлечений.
4.3.1. Все педагогические работники разрабатывают план по взаимодействию с родителями
воспитанников.
4.3.2.Отчетность и контроль.
Требования к оформлению календарного плана
5.1.
Календарный план образовательной деятельности оформляется в соответствии с
определенной структурой. Календарный план может оформляться в печатном (шрифт Times New
Roman 10,11,12) или рукописном формате. Рукописный календарный план должен быть написан
аккуратно, разборчивым почерком.
5.2.
Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием:
- полное наименование ДОУ
- название документа, учебный год;
- указание группы и возрастной категории;
- Ф.И.О. воспитателей группы, специалиста;
- даты начала и окончания ведения плана.
5.3. Календарный план воспитателя должен содержать следующие разделы:
✓ титульный лист; (Приложение №1)
✓ список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка на 01.09 текущего года); под
списком указывается количество мальчиков и девочек в группе); (Приложение №2)
✓ условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы);
(Приложение №3)
✓ режим дня группы;
✓ расписание занятий в группе.;
✓ план работы с родителями;
✓ календарный план.
5.4.Календарное планирование образовательной деятельности по неделям в соответствии с темой
комплексно-тематического планирования состоит из двух частей:
5.5.Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах, планируется по структуре
деятельности:
Часть 1: основные сведения
✓ тема недели (даты);
✓ цель работы;
✓ организация развивающей среды по центрам;
✓ комплексы утренней гимнастики и комплексы гимнастики пробуждения (1 комплекс на 2 недели);
✓ прогулки;
✓ взаимодействие с родителями/социальными партнерами.
Часть 2: планирование образовательной деятельности на каждый день в таблице:
✓ занятия непосредственно образовательной деятельностью (по расписанию, указывается тема
занятия, цель и задачи);
✓ групповая, подгрупповая деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
детской деятельности в 1 и 2 половину дня.
Пример календарного плана образовательной деятельности представлен в (Приложение №5).
5.6.При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности,
ситуация, цель, средства.
5.7.Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты наблюдения воспитателей по
усвоению ОП ДО.
5.8.При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики,
артикуляционной гимнастик и т.п., составленных педагогами группы.
5.9.В календарном плане отражается:
✓ утренняя гимнастика, работа по закаливанию;
✓ вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения,
самообслуживания;
✓ работа, связанная с развитием игровой деятельности;
✓ работа, связанная с развитием трудовой деятельности;
✓ работа, связанная с развитием образовательной деятельности;
✓ работа с родителями, социумом;
✓ развлечения;
✓ индивидуальная работа с детьми по всем разделам ОП ДО;
✓ создание предметно-развивающей среды в группе, на участке с учетом требований ФГОС ДО.
6. Документация и ответственность
6.1. Календарный план являются обязательным документом воспитателя.
Контроль за календарным планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одного раза
в месяц, а также в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями.
6.2. Старший воспитатель на «Листе контроля календарного планирования» фиксирует дату проверки
и рекомендации, с которыми знакомит воспитателей, и контролирует их выполнение.
Приложение 1
к Положению о календарно-тематическом
планировании
МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска»
Оформление титульного листа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Светлячок»г.Сальска
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
реализации содержания образовательной программы дошкольного образования
на 2025-2026 учебный год
в группе комбинированной направленности 1,5-3 лет «Сказка».
Воспитатели:
Ф.И.О. воспитателя
Ф.И.О. воспитателя
Начат: дата
Окончен: дата
Приложение 2
к Положению о календарно- тематическом
планировании МБДОУ №4 «Светлячок»
г.Сальска»
Список детей группы
№ п/п
ФИО ребенка
Дата рождения
Возраст на 1 сентября
года
Количество мальчиков:
Количество девочек:
Приложение 3
к Положению о календарно-тематическом планировании
в МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска»
Условные обозначения и принятые сокращения
КУГ - комплекс утренней гимнастики
КГП - комплекс гимнастики пробуждения
ОВД - основные виды движений
Д/и - дидактические игры
Р/и - развивающие игры
С/Р/и - сюжетно-ролевые игры
Н/П/и - настольно -печатные игры
Худ.лит-ра - художественная литература
Инд.р.- индивидуальная работа
ФЭМП - формирование элементарных математических представлений
Р.Р - речевое развитие
ПДД - правила дорожного движения
Приложение 4
к Положению о календарно-тематическом планировании
в МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска»
Циклограмма совместной образовательной деятельности на неделю
1 половина дня
-труд и наблюдение в уголке природы (за растениями,
рассматривание объектов неживой природы);
-работа с календарем природы;
-заучивание стихов, песенок, потешек;
-Инд.р. по развитию ОВД.
-Д/и на развитие конструктивных умений (выкладывание
фигур по образцу)
-Утренний круг
-работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций
и т. д.);
-Д/и на развитие математических представлений и
психических процессов (внимание, память, логическое
мышление).
-игры малой подвижности;
Инд.р. по развитию речи (составление рассказов по серии
сюжетных картин)
-настольно-печатные игры (экологические,
познавательные, естественнонаучные);
-беседы экологического содержания;
-Д/и на развитие исследовательской деятельности
-Инд.р. - рассматривание иллюстраций
-игры- наблюдения
-этические беседы (о правилах поведения на улице, дома,
о безопасном поведении в природе и социуме, воспитание
вежливости);
-Инд.р. по закреплению ПДД
-Д/и на закрепление знаний дорожных знаков
изготовление атрибутов для сюжетно- ролевой игры
«Дорожные знаки»
-развивающие игры по ПДД
-дидактические игры на ориентировку в пространстве,
времени;
-Инд.р. по развитию ориентировки на себе, другом
человеке
-игры малой подвижности
-Д/и на закрепление названия месяцев, дней недели,
частей суток.
-Д/и на развитие звуковой культуры речи
2 половина дня
-Д/и по ознакомлению с окружающим.
-Инд.р.: дидактические игры на формирование
грамматического строя речи, формирование связной речи;
-настольно- печатные игры;
-пальчиковые игры
-игры-драматизации с атрибутами
-прослушивание аудиосказок
-составление рассказов по плану
-Вечерний круг
-сюжетно-ролевые игры;
-Инд.р. на развитие внимания (работа с разрезными
картинками);
-Инд.р.: развитие графических навыков; работа по
совершенствованию умений предметного, сюжетного и
декоративного рисования;
-чтение художественной литературы
-театрализованная деятельность
-Д/и «Придумай концовку сказки...», придумай рифму.
-строительные и конструктивные игры;
игры-соревнования
-Инд.р. на развитие мелкой моторики пальцев рук.
-Инд.р. на развитие внимания (работа с разрезными
картинками);
-Д/и на развитие конструктивных способностей
работа с настольным конструктором «Лего»
-коллективный хозяйственно-бытовой труд.
-наблюдение и уход за растениями в уголке природы
-Д/и на закрепление знаний детей природе родного края
-наблюдение за трудом взрослых
-игры с природным материалом
-Инд.р. на развитие творческих способностей
-Инд.р. по ФЭМП;
-Д/и на закрепление количественного и порядкового счета
-просмотр обучающих фильмов
Приложение 5 к Положению о календарно-тематическом планировании в МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска
Понедельник Тема недели: Осень. Листопад. Кладовая леса: осенние ягоды, грибы.
01.09.2025
Тематический день: День знаний.
Режимные
Совместная деятельность взрослого и детей
моменты
Утренний круг. Развивающий диалог: открытые вопросы, рассуждения. Обсуждение вопросов поведения,
Утро
дружелюбия (создание положительного эмоционального настроя в детском сообществе).
Утренняя гимнастика. комплекс № 1
Просмотр презентации «3 сентября: День окончания Второй мировой войны». Цель: Формирование у
детей патриотического сознания;
воспитание подрастающего поколения в духе верности Отечеству.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников уважения к памяти людей, отдавших свою жизнь за наше светлое будущее .
2. Воспитание чувства гордости за свой народ и страну.
3. Закрепление знаний детей об исторических событиях.
Слушание. Песня «Наша Родина сильна» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной
ОД
Прогулка
1. Ознакомление с окружающим. Тема:
Цель:
2. Музыка ( по плану специалиста).
Прогулка: Наблюдение за дождем. Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы,
взаимосвязи природы и человека; развивать познавательный интерес.
Загадка:
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)
В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам и крышам; посмотреть, как стекают
струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная).
Определить характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный, проливной и др.
- Что меняется в природе, когда идет дождь?
(Птицы попрятались в укрытия, они притихли, не слышно их голосов. Многие цветочные растения закрыли
свои головки.) Для чего? (Чтобы не замочить поспевающие семена и не смыть пыльцу.)
Обратить внимание детей, что небо покрыто тяжелыми, свинцовыми дождевыми тучами, дует ветер, качая
ветки деревьев.
Приметы: «После дождя похолодало – к ясной погоде»; «Дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет
быстрее, чем начавшийся мелкими».
РППС.
Материалы к
организации УК.
Внесение
иллюстраций ,
игрового
оборудования по
теме недели
Цель: вызвать
интерес к
рассматриванию
иллюстраций.
Отметить в
календаре: число,
день недели,
состояние погоды.
Цель: развивать
наблюдательность
Выносной
материал:
соответственно
плану
прогулки
Индивидуальная работа по развитию речи. Разучивание скороговорок.
Цель: закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков; развивать чѐткую,
правильную дикцию.
«Пошла Поля полоть в поле».
Трудовая деятельность.
Цель: формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от
мусора).
Подвижная игра «Совушка»
Цель: совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях с выполнением движений, развивать
равновесие.
Малоподвижная игра «Четыре стихии»
Цель: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более
спокойному.
Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: «Земля!» – руки вниз; «Вода!» - руки вперед,
«Воздух!» – руки вверх; «Огонь!» – вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается,
считается проигравшим.
Самостоятельная двигательная активность.
Цель: поддерживать игры, в которых совершенствуются движения: ходьба, бег, бросание.
Самообслуживание. Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своѐм внешнем виде,
формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения.
Возвращение Заучивание стихотворения:
Мир – это лучшее слово на свете,
с прогулки
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете!
Деятельност Постепенный подъем. закаливающие процедуры, Микрогимнастика №1
Оригами «Солдатский треугольник». Цель: учить детей складыванию оригами «солдатского треугольника»
ь после сна
закрепить способы работы с бумагой при изготовлении солдатского треугольника способом оригами.
Выносной
материал:
соответственно
плану
прогулки
Вечер
Вечерний круг. Рефлексия: вспомнить с детьми прошедший день, интересные события, обсуждение
проблемных ситуаций.
Беседа с детьми «Великая Отечественная война»
Цель: знакомить детей с подвигами героев, воспитывать чувство патриотизма.
Рассматривание книг, иллюстраций, открыток о войне.
Разучивание физкультминутки «Как солдаты на параде»
Цель: воспитывать умение согласовывать движения с текстом.
Вечерняя
прогулка
Наблюдение за дождем Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и
человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе,
стремление заботиться о ней и беречь ее.
Художественное слово: Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит – осенью мочит»; «Осенний дождь мелко сеет, да
долго тянется».
Загадки:
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)
Подвижная игра «Картошка».
Цели: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.
Подвижная игра «Не оставайся на земле». Цель: уточнить умение реагировать на сигнал.
Труд на участке: помочь взрослому убрать выносной материал. Цель учить доводить начатое до конца.
Индивидуальная работа: Цель: выявить умение правильно застегивать пуговицы
Работа с
родителями
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».
Оформление тематического стенда «Поздравляем с днем знаний»
Памятка «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом»
Приложение 6 к Положению о
календарно-тематическом планировании в МБДОУ
№4 «Светлячок» г.Сальска
Лист контроля календарного планирования
Дата
Рекомендации
Подпись заведующего /старшего
воспитателя
Подпись воспитателя
Приложение 7
к Положению о календарно-тематическом
планировании
в МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска
Календарно-тематическое планирование
учителя-логопеда
в группе комбинированной направленности 4-5 лет для детей с ТНР
Даты: 19-23 сентября.
Фонетическая тема недели: «Звук и буква У»
Лексическая тема недели: «Игрушки».
День недели
Дата
Региональный
компонент
Физкультминутка
Пальчиковые игры
Артикуляционная
гимнастика
Дыхательная
гимнастика
Понедельник
19.09.
Разучивание
р.н.потешек об
игрушках.
Вторник
20.09.
Среда
21.09.
Четверг
22.09.
Пятнца
23.09.
Приложение 8
к Положению о календарно-тематическом
планировании
в МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска
Календарное планирование музыкального руководителя
на сентябрь 2025г.
№1. Дата: 02.09.2025г.
Раздел
Слушание
Пение
Музыкально-ритмические движения
Игры и хороводы
Оркестр
Праздники и развлечения
Репертуар
Задачи
Методические приѐмы
Приложение 9
к Положению о календарно-тематическом планировании
в МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми педагога-психолога
№
Тема занятия
Цель
Сроки проведения
Приложение 10 к Положению о
календарно-тематическом планировании в
МБДОУ №4 «Светлячок» г.Сальска
Календарное планирование инструктора по физической культуре
Дата
Задачи
Содержание
Оборудование
Методы
Литература
Индивидуальная
работа